ОАО «Тернейлес» — история предприятия

Лесозаготовительное предприятие ОАО «Тернейлес» начало свою деятельность с 1971 года с создания в поселке Пластун Приморского края лесозаготовительного участка «Советский». Затем лесоучасток в 1974 году был преобразован в Пластунский леспромхоз, 1978 году – в Тернейский леспромхоз, а в 1987 году – в Тернейский лесокомбинат. Большое развитие предприятие получило начиная с 1976 года. Предприятие строилось комплексно, вместе с лесозаготовительными мощностями вводились портовые сооружения для отгрузки лесопродукции на экспорт и внутренний рынок.
В октябре 1992 года «Тернейский лесокомбинат» по Указу Президента РФ №721 от 01.06.1992 года был преобразован в открытое акционерное общество «ОАО Тернейлес».
За годы после преобразования в акционерное общество ОАО «Тернейлес» сохранило и увеличило производственные мощности, укрепило свои позиции на внешнем рынке, окрепло экономически.
С привлечением иностранного капитала построено 4 завода по переработке древесины: ЗАО «СТС Текновуд», ЗАО «ПТС Хардвуд», Лесопильный завод и Завод по производству шпона. В состав ОАО «Тернейлес» входят 4 дочерние производственные предприятия, которые составляют единый производственный комплекс по заготовке и переработке древесины, осуществляют единую технологическую и экономическую политику.

На предприятиях ОАО «Тернейлес» работает 3500 человек.

Справка о последовательности строительства порт-пункта «Пластун»

Строительство порт-пункта Пластун было определено решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1969 году. Пункт создавался для увеличения объемов поставки круглого леса в Японию.
Во исполнение указаний Минлесбумпрома СССР «Актом выбора и отвода земельного участка…» от 24 апреля 1974 года с участием представителей всех заинтересованных сторон (заказчика, проектировщика, Исполкома, СЭС и т.д.) была определена пригодная для строительства порт-пункта площадка. Решением № 2/26-180 от 07.05.74 года Тернейским Исполкомом выбранная площадка была утверждена. Генпроектировщиком — институтом «Гипролестранс» Минлесдревпрома СССР совместно с субпроектировщиком институтом Дальморниипроект Минморфлота СССР был выполнен «Технический проект на строительство портового пункта в бухте Пластун объединения «Приморсклес» «Дальлеспрома». Техпроект, упомянутый выше, был утвержден приказом Минлесдревпрома № 49 от 05 марта 1979 года с годовой мощностью отгрузки древесины 1300 тыс. м3 в год, в том числе круглого леса 1000 тыс. м3 и технологической щепы — 300 тыс. м3 .

Заказчиком порт-пункта Пластун являлась «Пластунская объединенная дирекция строящихся предприятий » (ПОДСП) производственного объединения «Приморсклес», входящего в состав Всесоюзного объединения «Дальлеспром» Минлеспрома СССР. Затем ПОДСП была передана в подчинение Тернейского лесокомбината преобразованного в 1992 года по Указу Президента РФ в ОАО «Тернейлес». Все гидротехнические сооружения, в том числе причальные, оградительные, инженерно – технические и т.д., определенные составом технического проекта построены вышеупомянутым заказчиком. Строительство порт-пункта осуществлялось ПСМО –29 треста ДМГС Минтрансстроя СССР. Ввод мощностей порт-пункта осуществлялся в составе пусковых комплексов по отгрузке лесопродукции в последовательности:

19.12.80 года — причал портофлота с набором объектов пускового комплекса, утвержденного Минлесдревпромом СССР 12 июня 1980 года (промежуточный ввод на отгрузку 300 тыс. м3 древесины в год
28.12.1983 года причал круглого леса № 1 с набором объектов пускового комплекса утвержденного Минлесдревпромом СССР 14 декабря 1983 года (ввод мощности 200 тыс. м3 отгрузки древесины в год)
31.12.87 года – причал круглого леса №2 с набором объектов пускового комплекса утвержденного Минлесдревпромом СССР 05 мая 1987 года (ввод мощности 500 тыс. м3 отгрузки древесины в год)
11.12.1990 год — причал технологической щепы с набором объектов пускового комплекса утвержденного Минлесдревпромом СССР 10 сентября 1985 года (ввод мощности 300 тыс. м3 отгрузки тех. щепы)
декабрь 1993 года — причал № 3 введен в эксплуатацию без увеличения мощностей отгрузки (пусковой комплекс на ввод не составлялся ввиду сокращения объемов лесозаготовок с 800 тыс. м3 в год до 350 тыс. м3 в год)
спецпричал для судов – сборщиков и оградительный мол в полном объеме строительством не закончены. Их основное предназначение — удержать насыпной грунт территории и сопутствовать устойчивости оградительного мола, являющегося основой основ всех гидросооружений порт-пункта Пластун.

В пусковые комплексы, упомянутые выше по тексту, кроме основного объекта, т.е. причала, входил комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей, площадок и т.д., обеспечивающих функционирование, как вводимого на данном этапе причала, так и предыдущего и планируемого строительством следующего пускового комплекса. В дальнейшем после полного завершения строительства, эти инженерные коммуникации, сети, сооружения, площадки и т.д. были объединены в цельные объекты, сети и т.д. едиными инвентарными номерами. Примером такого объединения может служить оградительный мол, покрытие проездов и площадок, подкрановые пути и т.д.
Начиная с ввода в эксплуатацию первого причала, порт-пункт Пластун выполняет функцию отгрузки круглого леса, т.е. как погрузочный пункт.

ОАО «Тернейлес» при содействии Губернатора Приморского края выступил инициатором открытия в Пластуне пункта пропуска грузов через Государственную границу, который и был открыт в августе 1999 года. Финансирование обустройства пункта пропуска осуществлялось за счет средств ОАО Тернейлес.

В настоящее время мощности порта задействованы отгрузкой не только круглого леса, технологической щепы, но и производимой лесоперерабатывающими заводами лесопродукцией с высокой степенью обработки, клееных пиломатериалов.

Начиная с 1980 года (ввод в эксплуатацию мощностей порт-пункта), для обеспечения погрузочных работ ОАО «Тернейлес» (ранее ПО «Тернейлес») были созданы специализированные структурные подразделения в том числе:

— Пластунское лесоперерабатывающее производство (ПЛПП) для ведения погрузочных работ, обслуживания механизмов, причалов, инженерных коммуникаций и т.д. Количество работающих — 245 человек.
— Портовый флот для обеспечения безопасности мореплавания и обслуживания судов – лесовозов. Количество работающих 47 человек.
— Автотранспортное предприятие (АТП) для доставки леса, лесопродукции и выполнения функций материального – технического обеспечения как лесозаготовительного, так и погрузочного процессов. Количество работающих около 300 человек.
— Построено три цеха по производству технологической щепы, кроме того, два цеха реконструированы ввиду устаревшей технологии и оборудования. Количество работающих более 800 человек.
— Построен нижний склад для раскряжевки хлыстов. В последние годы он реконструирован и созданы высокотехнологические комплексы по переработке круглого леса. Количество работающих более 70 человек.
Кроме того, созданы участки:
— Энергоцех – для обслуживания магистральных инженерных сетей порт-пункта, сооружений и специализированных структурных подразделений и участков. Количество работающих около 60 человек.
— Стройучасток – для ремонта зданий и сооружений порт-пункта, зданий, объектов, инженерных сетей и т.д., других структурных подразделений предприятия. Количество работающих 25 человек.
— Пять дорожно-строительных участков (ДСУ) по ремонту и поддержанию в рабочем состоянии дорог, проездов и площадок, на которых работают 70 человек.
— Шесть лесозаготовительных участков (ЛЗУ), на которых работают закупленные финские лесозаготовительные комплексы с высокопроизводительной экологически «щадящей» технологией рубок леса. Среднее количество работающих -450 человек.

Отсортированная дровяная древесина направляется на производство технологической и топливной щепы. Технологическая щепа накапливается на причале № 3, затем отгружается на суда и отправляется на экспорт. Отсортированные пиловочник и балансы отправляются либо на переработку в клеенные пиломатериалы либо экспортируются в круглом виде.

Порт-пункт Пластун — это конечный пункт технологического процесса по заготовке и реализации лесоматериалов, его функция — погрузка выпущенной предприятием лесопродукции на морские суда и отправка ее на экспорт в страны АТР и на внутренний рынок.